Бережной Д.В. к.вет.н., доцент, Клиника ветеринарной хирургии доктора Бережного (г. Сумы)
Дисплазия тазобедренных суставов у собак к сожалению встречается повсеместно, вне зависимости от региона, породы или благосостояния хозяина. Да, действительно у некоторых пород это заболевание встречается чаще, у других реже, однако подвержены практически все породы. И в современной кинологии это действительно приобрело размер катастрофы. С чем это связано? Возможно с отсутствием контроля данного заболевания у производителей, возможно низкая культура содержания, возможно ещё какие то – факторы. В данной статье, мы этот вопрос разбирать не будем. Мы поговорим о совершенно другом. Мы попытаемся ответить на простой вопрос – что делать, если к нам пришёл пациент с такой патологией да ещё и с крайней степенью этой самой дисплазии. И разберём мы этот вопрос на примере одного пациента.
В обойме современного специалиста – ортопеда есть несколько возможных методов коррекции данной патологии. Именно коррекции а не лечения. Мы должны чётко понимать, что вылечить данную патологию мы совершенно не можем, однако предоставить нашему пациенту комфортную жизнь без боли мы обязаны. Есть определённый перечень остеокоректирующих операций при таком виде дисплазии тбс как отсутствие дорсальной губы (так называемой крыши суставной впадины), которые мы применяем в зависимости от тяжести процесса, его характера и возраста пациента. Так при этой патологии диагностированной у щенков до 5 месяцев мы проводим закрытие зоны роста лонных костей в результате чего при последующем росте таз приобретает совершенно другие очертания, при этом формируется полноценная крыша сустава. В более поздние сроки мы проводим двойную остеотомию таза, а при операциях у собак более 2-х лет – тройную остеотомию. Если по тем или иным причинам невозможно провести данные остеокоректирующие операции у собак с небольшим весом мы проводим удаление головки бедренной кости. Однако, следует заметить, что данная операция является выбором при не возможности других методов и её можно применять в исключительных случаях. Методом выбора при тяжёлых формах дисплазии тбс сопровождающимися ранним артрозом, полным вывихом тбс или невозможностью провести остеокоректирующие операции является тотальное протезирование тазобедренного сустава.
Клинический случай. Собака гигантской породы, 9 месяцев, живёт в частном доме в любящей её семье в экологически чистом регионе западной Украины. Несколько месяцев назад было замечено, что собака начала горбиться и при ходьбе начала выпрямлять углы тазовых конечностей. Однако всё было списано на интенсивный рост и к специалисту ветеринарной медицины животное попало только к 8 месяцам, да и то с жалобами на вялость, не игривость, быструю утомляемость. При обследовании животного каких либо заболеваний связанных с кардиологией, неврологией и всеми остальными системными заболеваниями обнаружено не было. Было предположено что всё это как-то связано с проблемами тазобедренных суставов. Однако при проведении теста Ортолани соответствующих реакций не было обнаружено. Было решено провести рентгенологическое исследование. По результатам этого обследования был поставлен диагноз – дисплазия и животное направлено в нашу клинику для дальнейшей диагностики и лечения.
Когда этот пёс преодолев огромное расстояние попал в нашу клинику — вид прекрасного, от природы гордого бардосского дога был достаточно жалок. При движениях у животного даже без особых обследований чувствовалось как ему больно. Ходил он практически на грудных конечностях, сгорбив спину настолько, что внешне он выглядел как русская псовая борзая, с разницей лиш в том, что борзая с её купольной спиной двигается легко и непринуждённо а наш пациент прежде чем произвести движение ногой долго думал – насколько нужно терпеть боль чтобы преодолеть это расстояние. Насколько это необходимо? Мышечная дрожь, сильный наклон головы, умоляющий взгляд, все признаки практически взывали о помощи.
После всестороннего обследования было поставлено несколько вопросов без ответов на которые дальше двигаться в помощи этому существу не было смысла. Вопрос 1-й. почему отсутствовал положительный тест Ортолани? Ответ дало Ультразвуковое исследование интересующей зоны – капсула сустава была настолько гипертрофирована, что её толщина в некоторых местах доходила до 20!! милиметров. да это защитная реакция организма на нестабильность, однако в этом есть злой рок. Ведь за счёт этого сустав фиксировался в состояния вывиха? что провоцировало зарастание ацетабулярной впадины, что само по себе усугубляло состояние и противодействовало вправлению вывиха эта-же особенность течения заболевания исключало применение двойной или тройной остеотомии таза. 2-й вопрос – насколько отсутствовала дорсальная губа у этого сустава, 3-й вопрос – почему у данной собаки была настолько сильная боль и связано это с трением головки о кость вне суставной впадины или эта боль была в результате других процессов (перерастяжение мышц, неврит седалищного или ягодичного нервов или другие причины), 4-й вопрос – почему настолько истончён кортикальный слой бедренной кости. Всесторонне обследовав животное было предложено единственно возможное решение проблемы – тотальное протезирование сустава.
После недолгих переговоров мы получили от хозяев добро на проведение данной операции. Согласно промеров были заказаны протезы. Именно протезы. Дело в том что протез ТБСустава это не одна деталь, а целый комплекс включающий в себя много компонентов – суставная впадина, головка, внутрикостный стержень с шейкой (костыль) внутриканальная пробка. И всё это в виде 2-х совершенно разных систем (цементной и безцементной) помноженной на 3 размера! Когда мы всё разложили на столе – то насчитали 38! Деталей из которых в конечном счёте использовали лишь 4! А по другому нельзя. Дело в том что подгонка протезов с костными структурами – одна из самых ответственных процедур и ошибка при этом недопустима. В процессе операции было определён истинный размер и система протеза необходимого для данной операции. Мы установили безцементную суставную чашу (тазовый компонент) и цементный костыль. Именно такой подбор позволил нам исключить те осложнения которые могли бы огорчить как собаку, с хозяевами так и всю нашу операционную бригаду. Вся система протезирования была проведена согласно норм, рекомендаций, инструментов да и самих протезов фирмы BIOMETRIX которая нам очень помогла, за что им огромное спасибо и лично их представителю Игорю Родину, который просто в немыслимо короткие сроки предоставил нам протезы. Кроме того
Операция длилась 4 часа, операционная бригада включала 6 человек (хирурги – Ксения Фомина, Дмитрий Бережной, анестезиолог – Сергей Шульга, координатор Наталья Давиденко, ассистенты Ольга Ясиновская и Олег Гуртавой), подготовка операционной заняла 2 суток, стерильность была действительно полная, для проведения такого уровня стерильности мы наш оперблок (а это не много не мало 120 метров) на 2 суток просто закрыли для всех кроме 2-х сотрудников которые непосредственно проводили мероприятия по дезинфекции и стерилизации.
Самое сложное время – в течение 2 недель после операции, поэтому пёс эти дни провёл у нас в стационаре, где с ним эти 2 недели буквально жили. Ходить он начал с 3 дня, однако по лестнице спускаться мы ему помогали, поддерживая за попону. Сейчас прошло после операции уже 4 месяца и у животного всё сложилось хорошо, но до сих пор вспоминаю телефонный разговор с хозяйкой, который состоялся через месяц после операции – Дмитрий Викторович ОН меня встречает!, раньше когда я приходила домой, он лёжа на постилке и только стучал о пол виляя хвостиком, а теперь вскакивает, прыгает и пытается меня поцеловать! Да, именно такие слова двигают наш мозг к новым свершениям и победам.
[object Object]